О МУЗЕЕ

 

Одним из филиалов ГУП «Мосгортранс» является Музей «Московский транспорт» - уникальное собрание ретро-моделей всех видов городского транспорта.

 

В музее представлены разные марки легковых и грузовых автомобилей, такси, трамваев, автобусов и троллейбусов, перевозившие пассажиров по столичным улицам, а также машины различных городских служб: милицейские, пожарные, «скорая помощь». Среди них: легендарные «полуторки» и «трехтонки», персональные машины советских руководителей, а также коллекции автомобилей АЗЛК и ГАЗ.

 

Музей ежегодно проводит выездные тематические выставки и пробеги исторических автобусов, троллейбусов и трамваев. Они используются также на московских праздниках и массовых мероприятиях, участвуют в парадах и съёмках теле - и кинофильмов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

Вплоть до середины 80-х годов на предприятиях системы городского пассажирского транспорта Москвы (автобусные, троллейбусные парки, трамвайные депо) их история была отображена лишь в нескольких музеях трудовой и боевой славы, создаваемых, как правило, в «красных уголках» парков к определённым юбилеям. Они представляли собой стенды с портретами передовиков, производственными показателями, вымпелами, почётными грамотами, знамёнами, а также содержали собрание альбомов с фото-летописью предприятия. Особое внимание уделялось памяти работников-ветеранов и работе во время Великой отечественной войны.

Однако в те годы вопросы о сохранении натурных экземпляров техники, работавшей на маршрутах, как части общей истории города и эволюции развития техники, и о создании публично доступного транспортного музея, вечно занятое своими насущными производственными делами руководство московской транспортной отрасли даже не рассматривало.

Первый шаг к созданию в Москве Музея городского пассажирского транспорта был сделан «Главмосгортрансом» по предложению Московского городского отделения «Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры» (МГО «ВООПИиК»). Весной 1984 года активисты технической секции МГО «ВООПИиК» обратились в «Главмосгортранс» с предложением о сохранении образцов снимаемой с эксплуатации старой пассажирской техники, которое было поддержано. Было выпущено указание, в котором руководителям эксплуатационных предприятий предписывалось выявить и взять на учёт имеющуюся технику старого поколения (трамваи, троллейбусы, автобусы, автомобили подсобного транспорта), обеспечить её сохранность и не допускать уничтожения. Но как в дальнейшем поступать с этой ретро-техникой, где её хранить, демонстрировать, кто и за чей счёт будет её восстанавливать, конкретно определено не было.

Второй вехой в деле создания ретро-коллекции столичного городского пассажирского транспорта можно считать выход на экскурсионный маршрут осенью 1987 года восстановленного трамвайного вагона КМ. Руководством Москвы было принято решение устроить масштабные торжества по случаю 840-летнего юбилея города. Столичные организации стремились внести свою яркую лепту в праздничную программу «Дня города Москвы-1987». Трамвайное депо им. Апакова по собственной инициативе провело ремонтные работы на сохранённом ретро-вагоне КМ № 2170 и вывело его на экскурсионный маршрут по Бульварному кольцу в дни юбилейных торжеств. На этих заказных экскурсиях вагон проработал несколько дней и в дальнейшем, исправный и отремонтированный, специально сохранялся для киносъёмок и разовых экскурсий.

В 1988 году кооперативом «Эх, прокачу!» был приспособлен для проведения экскурсий трамвайный вагон «БФ», бывший буксир завода СВАРЗ. Однако, во время одной из поездок, произошло замыкание в электрооборудовании и вагон остался неисправным на долгие годы.

Третьим практическим действием явилась организация под эгидой «Мосгортранса» в начале 1989 года «Инициативной группы по созданию Музея городского транспорта Москвы». Группа объединила усилия активистов МГО «ВООПИиК» и энтузиастов в системе «Мосгортранса», что позволило на новом качественном уровне координировать совместные действия и оперативно решать вопросы по сохранению и восстановлению техники. В её состав вошли зам.председателя научно-технической секции МГО «ВООПИиК» А.Тимаев, историки транспорта А.Е Шанин, М.В Егоров. От «Мосгортранса» руководство группой осуществлял начальник отдела социального и жилищного развития Алексеев Евгений Венедиктович, его помощником был назначен инженер В.Р Карганов. В течение 1989 года усилиями группы были собраны и подготовлены к восстановлению троллейбусы СВАРЗ МТБЭС, ЗиУ-5Д, СВАРЗ ТГ-3, ТГ-4 и автобус ЗиЛ-158.

Первые плоды работы «Инициативной группы» в виде полностью восстановленного и готового к выставочно-музейной работе троллейбуса ЗиУ-5Д № 2933 были получены в 1990 году. В этом же году к группе присоединился электрик 1-го троллейбусного парка А.В Зверев, технически грамотный специалист и энтузиаст реставрации техники городского транспорта. По его просьбе, при поддержке «Мосгортранса», всю колёсную ретро-технику (автобусы, троллейбусы и автомобили) будущего Музея было решено временно разместить на территории 1-го троллейбусного парка.

В последующие годы активно продолжались поиск новых экспонатов, комплектация и восстановительный ремонт имеющейся техники. В коллектив «Инициативной группы по созданию Музея» пришли новые толковые, увлечённые историей городского транспорта специалисты.

Первый широкий публичный показ восстановленной музейной техники состоялся в рамках празднования 60-летия московского троллейбуса – 15 ноября 1993 года в парадной колонне по центру Москвы проследовали великолепно восстановленные ретро-троллейбусы СВАРЗ МТБЭС, ЗиУ-5Д, СВАРЗ ТГ-3М. В следующем году москвичам были впервые продемонстрированы музейные автобусы – 8 августа 1994 года, в честь 80-летия открытия регулярного автобусного движения, по городу парадным строем прошли восстановленные ЗиС-154, ЗиС-155, ЛАЗ-695, ЛиАЗ-158В, ЛиАЗ-677Б.

Крупный совместный пробег музейных ретро-автобусов и ретро-троллейбусов по улицам Москвы впервые состоялся на День автомобилиста 26 октября 1996 года, в честь 100-летия создания российского автомобиля.

Не забыты были и старинные трамваи: силами Трамвайного ремонтного завода в эти годы постепенно возрождались вагоны «Ф», «БФ», «КП», «Н», МТВ-82, Татра Т-2. К празднику 100-летнего юбилея московского трамвая готовился «Парад трамваев», к которому был воссоздан уникальный экспонат: вагон конки (с империалом) на оригинальном шасси 1899 года постройки.

Парады и выставки ретро-техники «Мосгортранса» пользовались колоссальным успехом у горожан и гостей столицы. Для городских властей стало очевидным, насколько велик интерес к истории городского транспорта. Назрела необходимость дать ретро-коллекции «Мосгортранса» постоянную экспозицию, сделать её доступной для посещения широкими слоям населения в виде настоящего Музея на постоянной основе.

Музей наземного городского пассажирского транспорта был открыт 10 сентября 1999 года на территории трамвайного депо им. Баумана. Это событие было приурочено к 100-летнему юбилею московского трамвая. На открытой площадке были размещены отреставрированные старые трамваи, троллейбусы, автобусы и автоспецтехника общим количеством около ста единиц, а экспозиционные материалы размещались в историческом здании бывшей конечной станции «Ростокино». С октября 1999 года был установлен постоянный график работы, посещение Музея было бесплатным.

К сожалению, в нормальном режиме Музей проработал только два года. По распоряжению мэра Москвы, музейная территория стала местом строительства электродепо «Ростокино» Московской монорельсовой транспортной системы. Осенью 2001 года экспозиция была закрыта, а техника выведена для временного хранения на необорудованную площадку Трамвайно-ремонтного завода, расположенного в д.9 по Волочаевской улице.

В период с декабря 2001 года по апрель 2016 года музейная коллекция «Мосгортранса» фактически была закрыта для посещения. Городскими властями в это время прорабатывались различные варианты размещения Музея (использование подэстакадных помещений Третьего транспортного кольца, проекты размещения Музея в Строгино, в павильонах ВДНХ и др.), но по разным причинам ни один проект реализован не был.

Но хранение, поиск и восстановление экспонатов продолжались. Несмотря на трудности показа собранной коллекции широким слоям населения в связи с отсутствием музейных территорий и помещений, демонстрация техники для публики обрела новый формат. Начиная с июня 2003 года, «Мосгортрансом» ежегодно проводятся по несколько выездных тематических экспозиций – выставок ретро-автобусов, троллейбусов, трамваев: в июне (на День России), в сентябре (на День города) и к юбилейным датам видов транспорта. По приглашениям городских организаций подвижной состав Музея используется и на других различных массовых мероприятиях: праздниках, выставках, участвует в парадах и съёмках фильмов.

Коллекция легковых ретро-автомобилей и мотоциклов в г. Москве, отражающая историю мирового автомобилестроения, была представлена с 2003г. на базе музея «Ретро-автомобилей», расположенного на территории бывшего автомобильно-дорожного эксплуатационного комбината №4 по адресу ул. Рогожский Вал, д.9/2 стр.1. В экспозиции музея выставлялись редкие экземпляры, принадлежащие частным владельцам, собрания из гаража ФСО, коллекция автомобилей музея АЗЛК (Завод «Москвич»).

В 2015г. правительством г. Москвы разрозненные городские музеи автотехники было решено объединить в единый музейный комплекс на базе ГУП «Мосгортранс».

В начале 2016 года коллекция городского транспорта ГУП «Мосгортранс» открылась в залах бывшего Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу. Музей был назван музеем «Московский транспорт», при этом автомобили из частных коллекций продолжали соседствовать с экспонатами – собственностью г. Москвы.

Интерес у российской общественности к истории городского транспорта, старинным трамваям, троллейбусам и автобусам не угас и в последнее время значительно возрос во многом благодаря показам «Мосгортрансовской» музейной коллекции.

По примеру Москвы, музеи старых автобусов, троллейбусов и трамваев возникли в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Кирове, Минске, Киеве, Харькове. Московский музей городского транспорта «Московский транспорт» не только является старейшим и обладает крупнейшим собранием пассажирской техники на фоне других городов постсоветского пространства, но и по качеству и количеству представленных экспонатов вполне может соперничать с «именитыми» родственными транспортными музеями Лондона, Мюнхена, Вены, Ганновера, Парижа, Нью-Йорка, Стокгольма, Хельсинки, Праги, Будапешта, Стамбула и Пекина.

logo_1_Culture_ru.png

Паспорт доступности для маломобильных групп населения

stodeti_logo.png

© 2015  Филиал ГУП "Мосгортранс" Музей «Московский транспорт» 

 

Россия, г. Москва, ул. Рогожский вал, дом 9/2

е-mail: sekretar.mmt@mosgortrans.ru

тел.+7 (495) 950-42-93 (доб.4898) / +7(495) 539-54-54

3210 (Билайн, МТС, Мегафон)